Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Составление бизнес-плана

Бизнес-план – документ, который в краткой форме дает ответы на вопросы о том, каковы Ваши цели, как Вы можете их достигнуть и каких финансовых средств это потребует.

Грамотно составленный бизнес-план убережет предпринимателя от множества ошибок и ненужных затрат, сэкономит деньги, время и нервы, позволит ему гораздо лучше понять механизм работы предприятия и действовать в рыночной среде намного эффективнее. С другой стороны, такой план убедит учредителя, инвестора, кредитора, иного делового партнера в состоятельности проекта.

Объем бизнес-плана – порядка 20-30 страниц, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию и тогда объем может достигать 50 страниц и более.

Бизнес-план должен содержать только основную информацию, но любая дополнительная информация также должна быть подготовлена для возможного дальнейшего рассмотрения.

Бизнес-план инвестиционного проекта должен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать ссылки на документы, результаты исследований, отчеты и заключения экспертов.

В бизнес-плане нельзя делать сомнительные или неопределенные допущения и выводы, которые не основаны на расчетах и экспертных оценках (например: "В ближайшие два года фирма выйдет в лидеры отрасли..." или "Будущее за нашей прогрессивной технологией..."). Такие вещи – признак отсутствия профессионализма.

Рекомендуется бизнес-план составить из восьми разделов:

  1. Описание проекта (резюме проекта).
  2. Резюме инициатора проекта.
  3. Описание продукции (услуги).
  4. План маркетинга.
  5. План производства.
  6. Управление и персонал.
  7. Финансовый план и инвестиции.
  8. Анализ рисков.

Конкретное содержание этих разделов может несколько отличаться для различных проектов. В литературе по бизнес-планированию можно найти различные формы бизнес-планов и рекомендации по их заполнению.

Здесь приведено лишь примерное содержание этих разделов (иногда с рекомендациями) для того, чтобы инициатор проекта мог представить себе объем предстоящей работы.

Раздел "Резюме проекта" составляется в последнюю очередь и содержит его важнейшие показатели, полученные в результате проработки других разделов, такие как: наименование проекта, суть проекта (какой товар, кто покупатель, объем продаж, штат наемных работников), стадия готовности, общая стоимость проекта и источники финансирования, финансовые показатели проекта (доход и прибыль за период, величина денежных средств в конце первого года работы, рентабельность), организационно-правовая форма, предпочтительная форма налогообложения предприятия. Объем этого раздела не должен превышать 1 страницы и часто бывает, что инвестор читает только эту страницу бизнес-плана.

Раздел "Резюме инициатора проекта" формирует уровень компетентности лиц, которые будут реализовывать проект, и содержит: ФИО, даты рождения, контактные телефоны, образование, места работы, опыт работы и компетенции по направлению тематики проекта. Объем этого раздела не больше 1 страницы.

Раздел "Описание продукции (услуги)" содержит не только перечисление товаров и услуг Вашего предприятия, но, и это главное, их преимущества по сравнению с аналогами: наименование продукции, краткое описание ее. Желательно ответить на такие вопросы как: какие потребности удовлетворяет продук-ция, стадия разработки, есть ли патент, в каких сферах будет использоваться, в чем преимущества Вашей продукции с позиции потребителя, какие недостатки у Вашей продукции и как Вы намерены их устранить, в чем уникальность Вашей продукции, как продукция будет доходить до потребителя.

Объем этого раздела не более 1 страницы.

Раздел "План маркетинга" должен ответить на многие вопросы, в частности о Ваших потребителях (где живут, кто они (возраст, пол, социальное положение, род занятий, уровень доходов, по какой цене покупают аналогичный товар, насколько изменчив спрос на этот товар) и Ваших конкурентах (перечень фирм-конкурентов, производящих аналогичные товары, особенности их продукции, цены на них, как конкуренты находят своих покупателей, какие из фирм-конкурентов расположены по соседству, как развивается у них бизнес (наращивание или сокращение объемов и ассортимента, рост или сокращение персонала), какие Ваши товары будут иметь конкурентные преимущества перед аналогичными товарами конкурентов).

В этом же разделе разрабатывается план рекламных мероприятий по доведению Ваших товаров до потребителя, который ответит на вопросы: как покупатель узнает о Вашей продукции, сколько денег Вы планируете выделить на рекламу, как Вы будете продавать товар.

Здесь же определяются цены на Ваш товар, чтобы овладеть определенной долей рынка и получить прибыль, исходя из следующих условий: цены конку-рентов на аналогичный товар; цены, определяемые спросом на этот товар; себестоимость продукции + целевая прибыль; уникальные достоинства товара.

Изучив рынок сбыта, составляется ежемесячный (или поквартальный) план сбыта Вашей продукции в денежном выражении на первый год, учитывая: фактор сезонности, Вашу долю на рынке, Ваши производственные возможности по ассортименту. Кроме того, необходимо определиться со стратегией сбыта (оптом или в розницу, самостоятельно или через посредников, по заказам по телефону или интернету и т.п.).

В заключение рекомендуется провести SWOT-анализ, т.е. определение сильных и слабых сторон проекта с учетом внутренних и внешних факторов.

Раздел "План производства" включает в себя поэтапное планирование меро-приятий по созданию необходимых условий производства продукции и включает в себя: график предварительного периода проекта (наименование этапа, срок вы-полнения этапа и ответственное лицо), производственные площади и помещения (перечень, характеристика, метраж, условия аренды или строительства, стоимость), оборудование (перечень оборудования и технологий, условия их приобретения, сроки приобретения и стоимость их), затраты на сырье и материа-лы (укрупненный перечень сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, материалов, запасных частей с указанием нормативов их расходования на единицу готового товара, а также анализ возможных поставщиков и выбор оптимальных, для которых указать условия поставки (цена, график, комплектность), хранения, складирования), накладные расходы (все статьи себестоимости за исключением затрат на сырье, материалы, амортизационных отчислений, заработной платы и начислений на нее).

Раздел "Управление и персонал". Здесь необходимо определиться для себя в следующих вопросах: какая потребность в сотрудниках в каждый период, какой профессиональный опыт сотрудников необходим, где можно найти таких сотруд-ников, каков режим работы будет у каждого сотрудника, какова система оплаты труда, предусматривается ли система премий и льгот, планируется ли привлечение членов семьи. В заключение составляется сводная таблица кадрового состава и указанием затрат на оплату труда по всему предприятию (желательно поквартально).

Здесь же уместно сформулировать основные принципы экономического управления предприятием и персоналом, например: планирование ( каким Вы хотите видеть Ваш бизнес завтра с позиций численности персонала, количества клиентов, выручки и расходов, цен на продукцию и т.п.), организация работы (закрепление за каждым сотрудником определенных полномочий с учетом их способности и умения), мотивация персонала (не только размер зарплаты, но и участие в дополнительно заработанной прибыли, бонус за новый заказ, санкции за брак в работе и т.п.), контроль (выполнение плана, анализ фактов отклонения, разработка мер по исправлению и т.п.).

Раздел "Финансовый план и инвестиции" содержит информацию о том, когда и сколько средств Вам потребуется для создания и развития прибыльного предприятия. Рекомендуется составить такой план для первого года работы предприятия с разбивкой помесячно.

Сначала следует определиться с источниками финансирования (собственные средства, государственные субсидии, заемные средства, иные источники).

Далее следует составить смету затрат до получения первых поступлений от реализации, которые могут включать: затраты, связанные с регистрацией предприятия (госпошлина за регистрацию, изготовление печати, открытие банковского счета, услуги нотариуса, формирование уставного капитала, оплата лицензий и.т.п.), затраты на организационно-техническую подготовку предприя-тия (выполнение проекта, услуги инспекций, сертификация товаров и услуг, аренда помещений и их ремонт, приобретение основного оборудования, инструмента и хозяйственных принадлежностей, транспортные расходы, приобретение сырья и материалов, зарплата персонала (с начислениями) до получения дохода, расходы на рекламу, приобретение канцелярских товаров, непредвиденные и другие виды расходов).

Из общего перечня вышеперечисленных доходов и расходов желательно составить еженедельный график доходов и расходов первого (организационного) этапа реализации проекта (обычно первого месяца).

Необходимо выполнить расчет запасов сырья в товарном и стоимостном выражении для первого года помесячно (запас в начале месяца, закупленное сырье, израсходованное сырье, остаток на конец месяца). Если сырье поставлялось в кредит, следует составить таблицу кредиторской задолженности перед поставщиками на каждый месяц и план ее ликвидации (оплаты кредита).

Если Вы намереваетесь взять кредит в банке или у знакомых, необходимо составить таблицу о ежемесячных расчетах по кредитам ( сумма кредита, пога-шенная сумма, остаток задолженности, уплата процентов, погашение кредита нарастающим итогом, уплата процентов нарастающим итогом).

Для дальнейшего составления финансового плана в части налогообложения бизнеса необходимо определиться с системой налогообложения будущего пред-приятия (общий режим, упрощенная система или единый налог на вмененный доход). Общий режим налогообложения предполагает полный комплект налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), единый социальный налог (ЕСН), страхование от несчастных случаев на производстве, транспортный налог, налог на имущество, земельный налог, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей). Упрощенная система налогооб-ложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД) освобождают предприятия от уплаты многих налогов (НДС, налог на имущество, налог на прибыль), однако ЕНВН разрешен только для определенных видов деятельности (перечень указан в главе 26.3 НК РФ), а для УСН тоже имеются ограничения (глава 26.2 НК РФ). Как указано выше, принятые недавно законы РФ разрешают использование для инновационных предприятий, создаваемых в соответствии с Законом №217, льготную УСН в части уплаты страховых взносов (например, для периода 2012-2017 г.г. установлены следующие тарифы этих взносов: пенсионный фонд – 8%, фонд соцстраха – 2%, федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 4%, территориальный фонд обязательного медицинского страхования -0%). Поэтому целесообразно использовать УСН для создаваемого предприятия тем более, что в этом случае предприятие освобождается от ведения бухгалтерского учета и ведет учет в книге учета доходов и расходов.

Теперь можно составить проект плана финансовых результатов деятельности предприятия для первого года работы (помесячно) (выручка от реализации, всего переменных затрат, всего постоянных затрат, проценты по кредиту, налоги, чистая прибыль) и план движения денежных средств за этот же период: остаток денежных средств на начало месяца, всего поступлений (собственные средства, займы, кредиты, субсидии, поступления от реализации), всего расходов (капи-тальные затраты расходы организационного периода, переменные затраты, постоянные затраты, налоги, выплаты по кредитам и займам, прочие расходы) и остаток денежных средств на конец месяца.

Финансовый план можно закончить расчетом показателей эффективности проекта за первый год (чистая прибыль, рентабельность вложения личных средств, срок окупаемости вложения личных средств и др.)

Раздел "Анализ рисков" содержит описание возможных рисков, с которыми может столкнуться будущее предприятие (например, имущественный ущерб в результате пожара или стихийного бедствия, противоправные действия третьих лиц, падение продаж из-за падения спроса, невыполнение обязательств поставщиками сырья, инфляция рубля, действия администрации района или города, подорожание оборудования и т.п.), и способов по их предотвращению или снижению последствий.

Мы не обязываем разработчиков следовать строго именно приведенной форме бизнес-плана. Как уже сказано выше, в литературе или в интернете можно найти сотни других форм бизнес-планов, но все они призваны расчетным путем опре-делить финансовую и производственную состоятельность проекта хотя бы в первом приближении.

Университет готов оказать помощь в разработке бизнес-планов инициаторам создания инновационного предприятия, которые, как правило, являются "техна-рями" и не знакомы со многими экономическими категориями содержащимися в бизнес-плане.

Кроме того, в рамках государственной поддержки малого бизнеса региональ-ные власти проводят тренинги для начинающих предпринимателей, программа которых предусматривает составление бизнес-плана и возможность участия в конкурсе бизнес-проектов (победители конкурса получают материальную поддержку в размере до 500,0 тыс. руб. для развития своего бизнеса).


Дата обновления: 15.05.14